Глава 29: CHANEL и танец
Пребывая в эпицентре авангарда, Габриэль Шанель была окружена друзьями, среди которых были величайшие творцы времени, чьи работы и художественные находки питали и ее творчество. В частности, настоящая революция, произошедшая в танце, нашла свой отголосок и в моде Шанель: тело освободилось и стало подвижным, символизируя новый тип женственности. Эта форма искусства отражала ее видение женщин и женского очарования.
Новая глава Inside CHANEL рассказывает о многочисленных творческих связях, которые Габриэль Шанель имела с этим видом искусства, предлагая ретроспективу взаимосвязи между современным танцем и стилем CHANEL.
Как и кино, которое появилось в начале XX века, танец открыл новые пути развития и художественного самовыражения, иллюстрируя неудержимое стремление к свободе. Сама Габриель Шанель, которая в то время определяла свой стиль с помощью удобной и элегантной одежды, предназначенной для освобождения женского тела, училась танцевать у модной танцовщицы Кариатис. «Всегда снимай, всегда раздевайся. Никогда не добавляй… Нет никакой другой красоты, кроме свободы тела», – говорила Габриэль Шанель. Изящество танцоров и их хореография, не стесненная костюмами, прекрасно соответствовала амбициям дизайнера и ее концепции современного внешнего вида, свободного от всех ограничений. Не зря Айседора Дункан предсказала, что «танцором будущего станет тот, чье тело и душа срослись бы так гармонично, что естественный язык души стал движение тела».
В 1913 году Габриэль Шанель испытала глубокий эстетический шок, вызванный «The Rite of Spring» («Весной священной»), спектаклем «Русских балетов» под руководством импресарио Сержа Дягилева. Поставленный на музыку Игоря Стравинского, он шел в разрыв с классической балетной традицией, что привело к огромному скандалу. Шанель познакомилась с Дягилевым в Венеции в компании своей подруги Миси Серт. Она искренне поддержала инновационное видение многогранного вида искусства, в котором смешались танец, музыка, живопись, декорации и костюмы. Это ознаменовало начало давней дружбы, которая продолжалась до смерти Дягилева в 1929 году и привела к многочисленным творческим компиляциям, в том числе повторному выходу «The Rite of Spring». Именно Габриэль Шанель помогла вновь создать этот оригинальный балет в 1920 году. При этом она проявила осмотрительности, сделав полностью анонимным этот первый акт своего меценатства.
«В нашем балете танец – только один элемент шоу, и даже не самый важный... революция, которую мы предприняли в балете, возможно, имеет меньшее отношение к конкретной области танца, чем к комплектам и костюмам». Эти слова Сержа Дягилева были использованы для открытия столетней выставки «Русских балетов» в Парижской опере в 2009 году. Они прекрасно отражают дух парижского авангарда и желание Габриэль Шанель привнести движение и жизнь в образы, которые она создала для женщин. Она тесно сотрудничала с ведущими артистами танцевального мира, в частности, с «Русскими балетами», как это делали и ее друзья-художники. В 1924 году Габриэль Шанель в компании Кокто и Пикассо имела смелость взяться за работу для «Train Bleu», сатиры на «Roaring Twenties» («Ревущие двадцатые»).
Наряды, которые она спроектировала для пловцов, игрока в гольф и чемпиона по теннису, выглядели так, как будто они были готовы к тому, чтобы их надевали для настоящего спорта. Непосредственно на танцорах они иллюстрировали точность ее видения моды, свободной от кандалов и условностей реальности. Это звуковое видение было еще более усилено бесконечно гибкими шелковыми туниками Габриэль Шанель, созданными в 1929 году для следующего произведения Дягилева «Apollo Musagète» («Аполлон Мусагет»).
Партитура была выполнена Стравинским, главную роль сыграл Серж Лифарь.
И после смерти своего великого друга Дягилева в том же году Габриэль Шанель не забыла мир танца. В 1939 году для «Русского балета Монте-Карло» она разработала костюмы для балета «Bacchanale» («Вакханалия»), а Дали – создал декорации.
Изящество и свобода, воплощенные в танце, регулярно проникали в творения Габриэль Шанель. Комбинируя танец и моду, она синтезировала эти две творческие формы, отмеченные переходной и эфемерной, выходящей за рамки понятия одежды буквально в движении, чтобы помочь женскому телу, однажды и навсегда освобожденному.
Так называется новая коллекция серебряных украшений, изготовленная брендом «КЮЗ, Украинские самоцветы» с его трехлетию. И с ней действительно впору махнуть на бал! Какой именно? Например, на «Первый бал» – тут будут уместны лаконичные, нежные и хрупкие, по-юношески легкие украшения. Или на «Бал дебютанток» в Париже. Утонченные формы подвесок и сережек из этой коллекции украсят любой выход в свет. Или на «Венский бал», дополнив вечерний лук элегантными украшениями вне времени. В общем, куда бы вы ни отправились, филигранные украшения эксклюзивного дизайна будут просто идеальным спутником!